На главную
 
 

Табулатуры


Внешний вид табулатуры.
Един для всех; разница только в названиях двух струн, но это не суть.


Варианты

1. Обычный (текстовый).
Самый простой и неудобный для чтения вариант. В нем невозможно точно указать все длительности нот, такты, динамику. Так что композиция, записанная вручную, должна быть до боли знакома исполнителю. Иначе сыграть ее будет невозможно.
Такая форма часто применяется в Сети для записи риффов, несложных или равномерных по метрике соло и популярных в народе мелодий.
E||---------------------------------------------|
B||--------------------------10-----------------|
G||--------9---------9----------12-10-9---------|
D||-----10---10-9-12---12-10------------12-10-9-|
A||--12-----------------------------------------|
E||---------------------------------------------|

Специальные значки в такой табулатуре - сокращения от табулатурных символов:
h- хаммер; p - пул; -\- -/- слейды (скольжение); b - бенд; r - бенд-релиз, ^ - флажолет, t - теппинг, x - глушение, v - вибрато и т. д.


2. Классический (на две линейки).
Этот вариант часто встречается в нотной литературе для электромузыкальных инструментов. Состоит из нотоносца и собственно табулатуры. Над нотоносцем часто накладывается линейка для записи ритм-гитары. Одна табулатура может использоваться для записи нескольких гитар. Иногда внизу пишут еще номер пальца левой руки.



3. Компактный.

Все длительности нот пишутся прямо на табулатуре. Зачастую появляется много путаницы из-за смешивания нотных знаков с табулатурными символами (в частности, гитарного бенд с нотным легато). Такой способ записи у популярнейшего Guitar Pro.

Есть у Guitar Pro и грешок - он может для простоты разбивать ноты по парам, то есть, к примеру, 2 восьмых ноты следует играть как одну восьмую с точкой и одну 16-ю. Выпускникам музыкальных школ такое не понравится.


Часто встречающиеся символы:

x - номер лада, на котором прижимается струна
BEND
x





BEND AND RELEASE
х

PRE-BEND
х

PRE-BEND AND RELEASE
х





UNISON BEND

ПОДТЯЖКИ (БЕНДЫ):
BEND
- подтяжка струны. Струна зажимается на указанном ладу, затем ударяется и тянется пальцем левой руки или рычагом на указанный интервал. На рисунке: 1/2 = полтона = как будто вы сыграли два звука на соседних порожках.
Наиболее характерные интервалы:
1/4 - четверть тона (не музыкальный звук, встречается в блюзе);
1/2 - полтона;
3/4 - три четверти тона (не музыкальный звук);
Full - целый тон или большая секунда (равен двум ладам);
1 1/2 - полтора тона (3 лада).
Более длинные интервалы не привожу - не знаю, что у вас за гитара - можете порвать струну или сломать себе какую-нибудь конечность.

BEND AND RELEASE - подтяжка с возвратом. То же, что бенд, но только палец потом возвращайте на прежнее место, оставляя звучать струну. На нотоносце появятся еще три залигованных ноты.
PRE-BEND, PRE-BEND AND RELEASE:
Обратные бенды (с понижением звучания). Обычно выполняются рычагом. Слегка надавливается рычаг, следует удар по струне медиатором, рычаг плавно отпускается.
Без рычага выполняется так: подтягиваете пальцем струну, потом ударяете, и возвращаете палец в исходное положение, оставляя струну звучащей.
Важно представлять, насколько следует примерно натянуть струну заранее. Здесь рамки довольно широкие: часто пишут интервал 1/2 (or Full) - ошибка несущественная.

UNISON BEND - бенд в унисон. Последовательность такова:
1. Удар медиатором по двум струнам (которые зажаты на указанных ладах).
2. Подтяжка верхней струны до тех пор, пока она не начнет звучать в унисон с нижней (нижняя остается зажатой, но не подтягивается).
Этот прием практически невозможно сделать рычагом - играется пальцами.

VIBRATO
~~~~~~~~

х


WIDE VIBRATO

^^^^^^^^
х

ВИБРАТО:
VIBRATO на верхнем рисунке - классическое вибрато. После удара по прижатой струне, левая рука должна быстро, но с небольшой амплитудой подрагивать.
WIDE (EXAGGERATED) VIBRATO на нижнем рисунке - то же самое, только с большой амплитудой. Оба приема можно выполнить рычагом (лучше второй).
Вибрато часто идет в паре с бендом.
TRILL
tr
~~~~~~~

х(x)
ТРЕЛЬ:
TRILL - быстрая смена нот пулом и хаммером. Длительность звучания трели указана основной нотой. Требуется только один удар медиатором - все остальное должна сделать левая рука.
П
опадаются варианты, когда рядом с "tr" стоит еще буква "Т". В данном случае это не большой палец, а указание, что трель выполняется ударами медиатора по ладу (как бы теппинг на одном ладу).
SLIDE


СКОЛЬЖЕНИЕ (ГЛИССАНДО):
SLIDE 1 - Ударяем медиатором по первой ноте, затем перескальзываем левой на нужный лад, не отпуская ее. Вторая нота зазвучит сама.
SLIDE 2 - нижний рисунок. То же самое, только одновременно с извлечением второй ноты ударяем по струне медиатором - для усиления.
PULL


HAMMER

ПУЛ и ХАММЕР (ЛЕГАТО):
PULL-OFF - надо прижать на одной струне 2 указанных лада, извлечь звук, затем со звучащей ноты сдернуть палец так, чтобы зазвучал дальний прижатый лад.
HAMMER-ON - звук получается из-за сильного удара пальцем левой руки по ладу.
Часто выполняется медиатором (теппинг).
TAPPING

ТЕППИНГ:
TAPPING - легато с использованием правой руки.
Первая нота - "tap" - прием хаммер, только исполняется пальцем ПРАВОЙ руки или ребром медиатора. Вторая нота (пул) звучит за счет сдергивания первой. Таким приемом исполняются быстрые пассажи, остинато, и каденции, похожие на фуги.

Примечания к основным символам

Дугой (лигой) между двумя разными по высоте звуками в нотной грамоте обозначаются восходящее и нисходящее легато. Легко вычислить, что использовать - пул или хаммер, посмотрев на высоты связанных нот.
В классической школе игры на гитаре прием хаммер исполняется толко пальцем левой руки после обычного звукоизвлечения.


Прямой линией между двумя разными по высоте звуками в нотной грамоте обозначаются глиссандо и постаменто - легато, выполняемые одним и тем же пальцем левой руки.

x - номер лада, на котором прижимается струна;
скругленный х - специальный значок.

PALM MUTING
Аналог пиццикато - частичное глушение струн ребром ладони правой руки.

MUFFLED STRINGS
Приглушенный звук. Левая рука при звукоизвлечении лежит на струнах, но не прижимает их.


PICK SLIDE
Скольжение по струне. Сам звук не извлекается - получается характерный скрежет.


TREMOLO PICKING
Тремоло. По ноте следует стучать так непрерывно и быстро, как возможно (типа балалайки).
TREMOLO BAR
Бенд рычагом. Здесь: подтянуть рычагом на высоту полтора тона.
Если первая линия в воронке пунктирная, а сама воронка прямо над ладом, то прежде, чем взять ноту, опустите рычаг.
NATURAL HARMONICS
Натуральный флажолет.
Звук извлекается после легкого нажатия левой рукой на струну (не касаясь порожка) над определенным ладом (12, 5, 7 ,4...).
На нотоносце флажолеты записываются в виде ромбиков.


ARTIFICIAL HARMONICS
Искусственный флажолет.
Указанный лад прижимается (что укорачивает струну) затем в местах ее деления на пропорциональные части берется звук. Точка флажолета находится либо указательным пальцем, а звук извлекается безымянным или средним. При игре медиатором: большим пальцем правой руки и немного смещенным вниз медиатором соответственно.
FEEDBACK
Обратная связь.
По примеру. При взятии флажолета на 5-м надо легонько дотронуться левым пальцем до соседней струны, чтобы получить обратную связь от флажолета. В итоге будут звучать одновременно ми и флажолет си.

Примечание

Это далеко не все символы, конечно.
НО ЕСЛИ КАКУЮ-ТО ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ НАДО ИГРАТЬ ЗУБАМИ ИЛИ НОГАМИ - В ТАБУЛАТУРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСТАВЯТ СНОСКУ :-)

 

НАЗАД НАВЕРХ

 
В избу-читальню!
Rambler's Top100 Rambler's Top100
Hosted by uCoz