1.
Обычный (текстовый).
Самый простой и неудобный для чтения вариант. В
нем невозможно точно указать все длительности нот,
такты, динамику. Так что композиция, записанная
вручную, должна быть до боли знакома исполнителю.
Иначе сыграть ее будет невозможно.
Такая форма часто применяется в Сети для записи
риффов, несложных или равномерных по метрике соло
и популярных в народе мелодий.
E||---------------------------------------------|
B||--------------------------10-----------------|
G||--------9---------9----------12-10-9---------|
D||-----10---10-9-12---12-10------------12-10-9-|
A||--12-----------------------------------------|
E||---------------------------------------------|
Специальные значки в такой табулатуре - сокращения
от табулатурных символов:
h- хаммер; p - пул; -\- -/- слейды (скольжение);
b - бенд; r - бенд-релиз, ^ - флажолет, t - теппинг,
x - глушение, v - вибрато и т. д.
2. Классический (на две
линейки).
Этот вариант часто встречается в нотной литературе
для электромузыкальных инструментов. Состоит из
нотоносца и собственно табулатуры. Над нотоносцем
часто накладывается линейка для записи ритм-гитары.
Одна табулатура может использоваться для записи
нескольких гитар. Иногда внизу пишут еще номер пальца
левой руки.
3. Компактный.
Все длительности нот пишутся прямо на табулатуре.
Зачастую появляется много путаницы из-за смешивания
нотных знаков с табулатурными символами (в частности,
гитарного бенд с нотным легато). Такой способ записи
у популярнейшего Guitar Pro.
Есть у Guitar Pro и грешок - он может для простоты
разбивать ноты по парам, то есть, к примеру, 2 восьмых
ноты следует играть как одну восьмую с точкой и
одну 16-ю. Выпускникам музыкальных школ такое не
понравится.
Часто
встречающиеся символы:
x
- номер лада, на котором прижимается струна
|
BEND
x
BEND AND RELEASE
х
PRE-BEND
х
PRE-BEND
AND RELEASE
х
UNISON
BEND
|
ПОДТЯЖКИ
(БЕНДЫ):
BEND - подтяжка струны. Струна зажимается
на указанном ладу, затем ударяется и тянется
пальцем левой руки или рычагом на указанный
интервал. На рисунке: 1/2 = полтона = как
будто вы сыграли два звука на соседних порожках.
Наиболее характерные интервалы:
1/4 - четверть тона (не музыкальный
звук, встречается в блюзе);
1/2 - полтона;
3/4 - три четверти тона (не музыкальный
звук);
Full - целый тон или большая секунда
(равен двум ладам);
1 1/2 - полтора тона (3 лада).
Более длинные интервалы не привожу - не знаю,
что у вас за гитара - можете порвать струну
или сломать себе какую-нибудь конечность.
BEND
AND RELEASE - подтяжка с возвратом. То
же, что бенд, но только палец потом возвращайте
на прежнее место, оставляя звучать струну.
На нотоносце появятся еще три залигованных
ноты.
PRE-BEND,
PRE-BEND AND RELEASE:
Обратные бенды (с понижением звучания). Обычно
выполняются рычагом. Слегка надавливается
рычаг, следует удар по струне медиатором,
рычаг плавно отпускается.
Без рычага выполняется так: подтягиваете пальцем
струну, потом ударяете, и возвращаете палец
в исходное положение, оставляя струну звучащей.
Важно представлять, насколько следует примерно
натянуть струну заранее. Здесь рамки довольно
широкие: часто пишут интервал 1/2 (or Full)
- ошибка несущественная.
UNISON
BEND - бенд в унисон. Последовательность
такова:
1. Удар медиатором по двум струнам (которые
зажаты на указанных ладах).
2. Подтяжка верхней струны до тех пор, пока
она не начнет звучать в унисон с нижней (нижняя
остается зажатой, но не подтягивается).
Этот прием практически невозможно сделать рычагом
- играется пальцами. |
VIBRATO
~~~~~~~~
х
WIDE
VIBRATO
^^^^^^^^
х
|
ВИБРАТО:
VIBRATO
на верхнем рисунке - классическое вибрато. После
удара по прижатой струне, левая рука должна
быстро, но с небольшой амплитудой подрагивать.
WIDE (EXAGGERATED) VIBRATO на нижнем
рисунке - то же самое, только с большой амплитудой.
Оба приема можно выполнить рычагом (лучше второй).
Вибрато часто идет в паре с бендом. |
TRILL
tr ~~~~~~~
х(x) |
ТРЕЛЬ:
TRILL
- быстрая смена нот пулом и хаммером. Длительность
звучания трели указана основной нотой. Требуется
только один удар медиатором - все остальное
должна сделать левая рука.
Попадаются
варианты, когда рядом с "tr" стоит
еще буква "Т". В данном случае это
не большой палец, а указание, что трель выполняется
ударами медиатора по ладу (как бы теппинг на
одном ладу). |
SLIDE
|
СКОЛЬЖЕНИЕ
(ГЛИССАНДО):
SLIDE 1 - Ударяем медиатором по первой
ноте, затем перескальзываем левой на нужный
лад, не отпуская ее. Вторая нота зазвучит сама.
SLIDE 2 - нижний рисунок. То же самое,
только одновременно с извлечением второй ноты
ударяем по струне медиатором - для усиления. |
PULL
HAMMER
|
ПУЛ
и ХАММЕР (ЛЕГАТО):
PULL-OFF - надо прижать на одной струне
2 указанных лада, извлечь звук, затем со звучащей
ноты сдернуть палец так, чтобы зазвучал дальний
прижатый лад.
HAMMER-ON - звук получается из-за сильного
удара пальцем левой руки по ладу.
Часто выполняется медиатором (теппинг). |
TAPPING
|
ТЕППИНГ:
TAPPING - легато с использованием правой
руки.
Первая нота - "tap" - прием хаммер,
только исполняется пальцем ПРАВОЙ руки или ребром
медиатора. Вторая нота (пул) звучит за счет
сдергивания первой. Таким приемом исполняются
быстрые пассажи, остинато, и каденции, похожие
на фуги. |
Примечания
к основным символам
Дугой
(лигой) между двумя разными по высоте звуками
в нотной грамоте обозначаются восходящее
и нисходящее легато. Легко вычислить,
что использовать - пул или хаммер, посмотрев
на высоты связанных нот.
В классической школе игры на гитаре прием
хаммер исполняется толко пальцем левой руки
после обычного звукоизвлечения.
Прямой линией между двумя разными по высоте
звуками в нотной грамоте обозначаются глиссандо
и постаменто - легато, выполняемые
одним и тем же пальцем левой руки.
|
x
- номер лада, на котором прижимается струна;
скругленный х - специальный значок.
|
|
PALM
MUTING
Аналог пиццикато - частичное глушение струн
ребром ладони правой руки.
|
|
MUFFLED
STRINGS
Приглушенный звук. Левая рука при звукоизвлечении
лежит на струнах, но не прижимает их.
|
|
PICK
SLIDE
Скольжение по струне. Сам звук не извлекается
- получается характерный скрежет.
|
|
TREMOLO PICKING
Тремоло. По ноте следует стучать так непрерывно
и быстро, как возможно (типа балалайки). |
|
TREMOLO
BAR
Бенд рычагом. Здесь: подтянуть рычагом на высоту
полтора тона.
Если первая линия в воронке пунктирная, а сама
воронка прямо над ладом, то прежде, чем взять
ноту, опустите рычаг. |
|
NATURAL
HARMONICS
Натуральный флажолет.
Звук извлекается после легкого нажатия левой
рукой на струну (не касаясь порожка) над определенным
ладом (12, 5, 7 ,4...).
На нотоносце флажолеты записываются в виде ромбиков.
|
|
ARTIFICIAL
HARMONICS
Искусственный флажолет.
Указанный лад прижимается (что укорачивает струну)
затем в местах ее деления на пропорциональные
части берется звук. Точка флажолета находится
либо указательным пальцем, а звук извлекается
безымянным или средним. При игре медиатором:
большим пальцем правой руки и немного смещенным
вниз медиатором соответственно.
|
|
FEEDBACK
Обратная связь.
По примеру. При взятии флажолета на 5-м надо
легонько дотронуться левым пальцем до соседней
струны, чтобы получить обратную связь от флажолета.
В итоге будут звучать одновременно ми и флажолет
си.
|
Примечание
Это
далеко не все символы,
конечно.
НО ЕСЛИ КАКУЮ-ТО ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ НАДО ИГРАТЬ
ЗУБАМИ ИЛИ НОГАМИ - В ТАБУЛАТУРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
ПОСТАВЯТ СНОСКУ :-)
|
|